Версия для слабовидящих Заявление на зачисление
Размер шрифта Цветовая схема Изображения

Краткая история происхождения музыкальной нотописи

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, БАБУШКИ И ДЕДУШКИ! ПРИВОДИТЕ К НАМ УЧИТЬСЯ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК В ВОЗРАСТЕ ОТ 5 ДО 10 ЛЕТ. МЫ ЖДЁМ ВАС. УСЛОВИЯ ПРИЕМА ДЕТЕЙ В ШКОЛУ УЗНАВАЙТЕ ПО ТЕЛЕФОНАМ. 554-694, 554-695, 554-683. АДРЕС ШКОЛЫ: УЛ. ПИРОГОВА, 36

Каждый человек, даже далёкий от музыки, знает и, хотя бы раз в жизни, видел, как выглядят музыкальные ноты, записанные на бумаге.
Ноты – это графическое отображение музыкальных звуков.
Нам, нынешним музыкантам, понятна, доступна и удобна в прочтении та нотопись, которая существует уже много веков, и которой мы пользуемся сегодня.
Но если углубиться в историю нотной записи, то мы узнаем и откроем для себя много интересного и познавательного. Прежде всего то, что привычная нам нотопись не всегда имела тот вид, который она имеет сегодня.
Она так же претерпевала изменения и совершенствовалась на протяжении многих столетий, равно как меняется и эволюционирует всё в нашем сложном и удивительном мире.
Итак, нота – это обозначение музыкального звука (от латинского «nota» - знак). Первые известные человечеству ноты назывались «невмами», а нотная запись их соответственно «невматикой».
Надо сказать, что эта нотная запись не использовалась музыкантами того времени (примерно 900 г. н.э.) для игры на простейших музыкальных инструментах, таких как лютня, кифара. Она использовалась хористами, исполняющими духовную музыку, где передавалось только музыкальное направление произведения и точная высота звука не указывалась. Невмы были похожи на причудливые знаки, похожие на крючки, точки, запятые, чёрточки.
Переломный момент в истории нотозаписи наступил с появлением человека, который оказался реформатором в этой области. Его звали Гвидо де Ареццо (Гвидо Аретинский, г. Ареццо, провинция Тоскана). Даты его жизни – около 992-1050 гг. Рубеж X-XI веков, время становления Священной Римской империи.
Будучи молодым учителем и дирижёром-хормейстером в монастырских капеллах его многое не устраивало в системе музыкального образования, основанной на невменной нотации, которая была, конечно же, несовершенной. Он, католический священник, монах и прогрессивный музыкальный теоретик того времени, создаёт новую нотную запись, которая представляла собой ноты в виде квадратиков и ромбиков, расположенных на горизонтальных линеечках. Сегодня эти линеечки мы называем «нотным станом».
Надо добавить, что изначально нотный стан имел всего три линейки, к которым впоследствии добавилась четвёртая и пятая. То есть, это было похоже на ступеньки, по которым вверх и вниз «бежали» ноты. Знаки располагались не только на линейках, но и между ними. Таким образом, в нотной записи Гвидо Аретинского была фиксирована условная высота каждого музыкального звука. И это было большим прорывом вперёд, новаторством в музыке. 
Со временем графическая форма нотных знаков была изменена на овальную, так как ноту овальной формы было проще и быстрее нарисовать на бумаге, чем вырисовывать каждый квадратик или ромбик.
Но откуда же, собственно, появились названия нот? Вот это уже самое интересное!
Считается, что Гвидо Аретинский взял названия нот из текста хвалебного гимна в честь апостола Иоанна Крестителя (Святого Иоанна), считавшегося покровителем церковного пения.
Автор гимна точно неизвестен, но, как предполагают музыковеды и историки музыки, им мог быть и сам Гвидо Аретинский. Вот тот самый оригинальный текст, написанный, разумеется, на латинском языке и его перевод
 
Ut queant laxis
Resonare fibris,
Mira gestorum
Famuli tuorum,
Solve polluti
Labii reatum,
Sancte Ioannes. Чтобы слуги твои
Голосами своими
Смогли воспеть
Деяния твои,
Очисти грех
С наших уст,
Святой Иоанн.
 
По первым слогам каждого первого слова всех шести строчек были определены и в дальнейшем установлены названия шести нот. Это: Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Название седьмой ноты Si возникло от двух первых буква словосочетания Sanct Ioannes (Святой Иоанн). И это была последняя нота музыкального звукоряда. 
Только в XVII веке название первой ноты Ut заменили на Do, что происходит от слова «Dominus» и в переводе с латыни означает «Господь». Это произошло, потому что слог «УТ» был не очень удобным для пропевания хористами, а «ДО» является открытым, мелодичным слогом.
Новаторство Гвидо Аретинского принял сам Понтифик Римской империи и издал указ о распространении данной нотной записи повсеместно.
Дело Гвидо Аретинского продолжили другие музыканты-теоретики Европы, сделав запись музыки еще более удобной, добавив скрипичный и басовый ключи, отвечающие в первом случае за более высокие ноты, во втором, соответственно, за более низкие. 
В XIII веке в Западной Европе возникла мензурная нотация. Эта система фиксировала не только высоту звуков, но и их длительность. Именно тогда в нотном стане добавилась пятая линейка.
Автором этих изменений в нотописи был немецкий теоретик музыки Франко Кёльнский. Позже французский композитор и теоретик Филипп де Витри ввёл свои инновации в систему нотописи, добавив палочки-штили, как для одной ноты, так и для соединения нескольких нот. Многовековой процесс становления музыкальной нотозаписи привёл в итоге к тому, что в XVII веке музыкальная нота, чья графическая запись изменялась на протяжении стольких веков, приобрела, наконец, тот овальный вид, который сохраняется по сегодняшний день. 
Хочется ещё добавить, что в самом начале XVIII века появился инструмент фортепиано (рояль). Предшественниками его были другие клавишные инструменты, Но именно итальянский мастер Бартоломео Кистофори создал усовершенствованный вариант, на котором мы играем поныне. Но это уже совсем другая история…
Итак, мы видим, что процесс становления музыкальной нотозаписи был долгим и сложным. Многие выдающиеся музыканты-теоретики приняли в нём участие. Но, безусловно, главная заслуга в этом деле принадлежит Гвидо де Ареццо, первому реформатору, памятники которому поставлен в двух городах Италии – Ареццо и Флоренции.
 
Бровун Ю.Н.
концертмейстер
МБУ ДО ДХорШ
г. Ставрополя

Лента новостей

12 февраля 2024 года в стенах нашей школы произошло очень важное событие- День рождения первичного отделения Российского Движения детей и молодежи "...
Несколько недель назад  учебные ансамбли младших классов вместе с образцовым ансамблем "Радуга" Детской хореографической школы вернулись после...
В городе Сочи с 25 по 30 января проводится II-й  Всероссийский конкурс хореографического искусства «ПЕРЕСВЕТ», на который  от...
Учебные ансамбли «Ассорти» (преподаватели Назаренко А.Н, Стасенко И.В.) и  «Самоцветы» (преподаватели Остапенко Л.Г., Орехора А.Н.) с 25 по 30...
Образцовый ансамбль танца «РАДУГА» и учащиеся хореографической школы г. Ставрополя завершили репетиции  к творческому сбору  по подготовке...
Состоялось одно из самых важных событий в жизни Детской хореографической школы "Посвящение в юные хореографы". Теперь наша семья пляшущих человечков...
Контрольные уроки классического танца являются неотъемлемой частью процесса обучения танцоров. Они позволяют преподавателям оценить успехи учеников,...
В честь юбилея воспитанники школы, их педагоги и наставники подготовили яркие и зрелищные номера и подарили множество приятных  эмоций зрителям...
11 ноября на базе Краевого центра развития творчества детей и юношества им. Ю. А. Гагарина прошёл Краевой фестиваль-конкурс народного творчества...
В преддверии праздника "День учителя" в городе Ставрополе прошло торжественное чествование преподавателей общеобразовательных школ и школ...

© 1988 - 2005, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей детская хореографическая школа г. Ставрополя.

г. Ставрополь ул. Пирогова 36
Тел:. 554-694, 554-683